Виртуальная версия журнала
 
Пятница
03 июня
Украина
Киев
20:44
Израиль
Иерусалим
19:01
Россия
Москва
21:45
США
Нью-Йорк
20:03
 
 
 
Воспитание - это все    

Да, это поистине так. ВОСПИТАНИЕ - ЭТОТ ТОТ ФАКТОР, КОТОРЫЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ, КАКИМ БЫТЬ ЛЮДЯМ БУДУЩЕГО.

Извини, читатель, что начинаю разговор с таких громыхающих слов, но тем не менее...

ОНО  ЧЕКАНИТ ПРОФИЛЬ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ.

ОНО ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ СУТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.

УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ВАШИХ ДЕТЕЙ НЕ ПРИДЕТ К ВАМ САМО СОБОЙ БЕЗ УСИЛИЙ.

Вот как мы обрисовали в общих чертах контур нашего разговора.

Воспитание - это самая важная тема, которая  стоит у нас на повестке дня. Трудно найти другой аспект, который был бы настолько важен и судьбоносен. Ведь именно воспитание детей нынешних определяет, каким будет человечество дальше.

Для человека нет никого дороже собственных детей.

И почти нет пределов, ограничивающих и сдерживающих человека в его желании сделать своих детей счастливыми.

Получать радость  от своих детей - таков желанный жребий каждого родителя.

Спросите среднестатистического человека: ради кого он трудится не покладая рук?

И вы получите ответ: ради детей. А что он просит в награду за все усилия?  Человек ответит: всего лишь немного радости от благополучного устройства жизни детей.

Но чтобы удостоиться получить такую радость, надо вложить очень много.  Так Бог устроил мир...

Невозможно добиться ничего, обладающего ценностью, не приложив для этого значительных усилий.

Дурная трава растет сама по себе: не надо ничего делать - ни вскапывать, ни поливать, ни пропалывать. А полезные растения и овощи, которые идут в пищу человеку, нуждаются в целом цикле сельскохозяйственной обработки: орошении, удобрении почвы и т. д.

Также в воспитании детей удовлетворение к родителям приходит не так просто.

В прежние времена родители знали, что  за воспитание их чада в ответе они сами.

Не было еврейских школ, учителя  - «меламеда» - нужно было самим нанимать за деньги и следить за тем, как он справляется с работой.

Но кого могли родители обвинить  в недостаточном прогрессе, кроме самих себя?

В наши же времена  у родителей жалобы на школу, есть на кого взвалить ответственность.

Не сложился учебный процесс - виновата школа.

Но и школе есть на кого возвести обвинительный перст - мол, воспитание начинается дома, куда папа с мамой смотрели?

И пока спорят участники дискуссии, ребенок-то глядишь - и вырос. Удивляет и огорчает равнодушие некоторых родителей. Ведь если они видят, что учеба не идет, то почему не предпринимают попыток улучшить ситуацию? Кроме того, привить моральные ценности и выковать характер - это дело прежде всего родителей.

Да, горько об этом говорить, но реальное положение еще хуже, чем то, что здесь написано. Что творится в стране Израиль в плане светского воспитания?

Ничего учащиеся не знают и знать не хотят!

Недавно провели опрос, чтобы выяснить, как насчет исторических личностей: помнит ли их хоть кто-нибудь?

Большой процент опрошенных не знали, кто такой Бен Гурион, но ассоциировали с аэропортом очень отчетливо.

- А где могила Бен Гуриона?

- Да разве может быть могила у аэропорта?

Но это касается лидеров сионизма...

А как насчет еврейской традиции?

Ну тут и вовсе провал.

Что такое «Шма Исраэль», многие узнают только после армии, когда едут в Бразилию охотиться на крокодилов и там их лодка переворачивается в бурном потоке, а кто-то из товарищей начинает выкрикивать молитвы... Что такое шабат? Это вечеринка в клубе.

А Рамбам? - Название больницы.

Давайте же спросим самих себя: в чем причина?

Ведь, казалось бы, светская система образования Израиля получает столько денег от правительства, в 18 раз больше, чем любая ортодоксальная школа...

И тем не менее...

Вот несколько выдержек из израильской прессы:

«В последнее время  усиливается ощущение недовольства  и неудовлетворенности существующей системой, принятой в сфере образования ! Думаю, что не буду новатором, если выскажу эту мысль.

Беспомощные родители разводят руками - они просто не в  состоянии привить подрастающему поколению духовные ценности, являющиеся для них нормой с самого детства.

Они выражают крайнюю растерянность перед лицом полной утраты моральных ориентиров и просто не знают, что делать.

Пытаются свалить вину на педагогов, но в том-то и гвоздь проблемы, что сами педагоги  в панике разражаются в печати огромным количеством вопросительных знаков , что указывает на отсутствие у них какой-либо конструктивной позиции.  

В чем же причина кризиса?

Исследования указывают на то, что этот кризис имеет место во всем мире, но для еврейской светской системы образования свойственно обострение в еще большей мере.

Итак, в чем же кроется корень ошибки?

Давайте исходить из предположения,  что одной халатностью или  пассивностью этого явления не объяснишь.

Со стороны как родителей, так и педагогов находим множество активистов, людей, преданных своему делу, так что невозможно огульно обвинить этих замечательных и искренних людей, пытающихся сделать все возможное ради образования и просвещения.

Где же искать виноватого? Вероятнее всего, виноват не человек или слой общества, а система, которая подчинила себе этих людей.

Ошибка кроется в подходе к воспитанию как таковому.

Давайте обратимся к обзору некоторых материалов израильской прессы, содержащих убийственную критику в адрес воспитательной и образовательной системы светского сектора.

Непрофессионал, изготовляющий плохую обувь, мебель или, допустим, металлоконструкции, был бы немедленно уволен. А  в системе образования, несмотря на очень низкое качество «выпускаемой продукции», -  все продолжает оставаться на месте: люди получают зарплату, идеологи кормятся и кормят нас  все теми же доктринами...

По какому праву?

Каково возможное решение?

ИЗРАИЛЬСКАЯ СВЕТСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, К СОЖАЛЕНИЮ, СТАВИТ В ЦЕНТР МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТЬ  ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РАЗУМ.

А надо начать с исходной точки отсчета: цельной и твердой веры во Всевышнего, Творца и Ведущего этого мира.

Пытаются строить воспитание безо всякого фундамента, будто домик на песке.

Фундамент - это незыблемость основного тезиса , а именно: Бог есть источник всего. Моральные ценности не могут быть культивированы на пустом месте.

На ребенка льет ливень всяких понятий: нравственность, мораль - это можно, а это нельзя. Но, собственно, кто сказал, что это можно, а это нельзя?

Может быть, пока ученик не спрашивает, но придет день, когда вопрос назреет:

«Кто все это выдумал? Почему я не могу вести себя как хочу?»

За неимением выбора ему нервно ответят: так положено, сиди и не рыпайся.

А как объяснить еврейскому подростку традиционные ценности его народа, если нет Божественной основы? Почему еврею нельзя жениться на нееврейке, например? Почему у него и у его русского друга имеются различные функции в этом мире? Разве вообще есть какая-то разница, со светской точки зрения? А если еврей женится на еврейке, то почему свадьба должна быть именно традиционная, с хупой?

... Раз на главный вопрос о Боге и Его Торе ответов ребенок не получил, то не получит вразумительных ответов ни в каком аспекте еврейской жизни.

Ибо не вырастишь дерево без корней.

Вернуться к корням, чтобы их обрести

Исходная точка в воспитании ребенка - понятие о том, что мир не джунгли. Есть Бог, который контролирует все происходящее. Он видит, кто делает добро, а кто зло. Он даст награду поступающим хорошо и Он же воздаст сторицей поступающим иначе. Он видит все колебания человека и все его шаги и судит по справедливости, беря в расчет множество факторов, скрытых от нашего глаза.

Когда воспитание строится на этих незыблемых основах, оно имеет смысл. Глазам ребенка предстает структурно выстроенная, ясная и понятная система, подчиняющаяся логическим законам.

Причем воспитание основ веры должно закладываться не только на уроках Торы, а и на уроках математики, физики, химии, языков. Почему? Потому что надо показать, что наука и вера вовсе не находятся в противоречии. Всевышний заложил механизма взаимодействия природных сил. Он же внес в эту систему возможность чуда, сверхъестественного преодоления законов природы. Бог один, но проявления Его нужно находить во всем. Его требования к нам выражены в Торе.

Ребенок усвоит, что объяснение плохого и хорошего заключается в следующем:

«Всевышний постановил, что хорошо и что плохо, какое действие является запрещенным, какое разрешенным и какое желательным». Нет никого, кто в силах противопоставить свои утверждения воле Всевышнего; только Его воля является законом.

Основа веры в Бога является обязательной и для евреев, и для других народов.

Есть физический закон: материя всегда стремится к распаду.

Поэтому нам всегда легче следовать своим эгоистическим желаниям, нежели требованиям высокого духа. Быть эгоистом намного легче, нежели альтруистом. Деструктивным - легче, нежели конструктивным. Ломать не строить, говорят в народе.

Но если уже взялся строить - так строй же не на песке! Выработай основу, исходную точку отсчета.

И тогда сможешь построить полноценную, последовательную, убедительную систему, с помощью которой школа и семья будут формировать и направлять личность ребенка.

Не берись за это дело, если сам ты не веришь в Бога. Обрети веру и затем передавай ее другим.

У евреев есть еще одна задача

Коль скоро твои ученики - евреи, то мало рассказать им лишь о глобальном аспекте Творца, надо также прояснить для них уникальность отношения Бога к одному определенному народу, который Он поставил в особые условия. Можно привести выдержки из Толстого и Бальзака, из Куприна и Достоевского о феноменальной выживаемости нации, не имеющей ни своего национального языка, ни земли своей. А ведь так было в течение 2000 лет; евреи лишь скитались и становились повсюду удачными предпринимателями. Культура евреев превосходила культуру окружающих народов и поэтому стала для них  источником понятий о морали. Из еврейства произросло христианство, позднее ислам. Обе эти религии неблагосклонно отнеслись затем к своей колыбели, а ведь говорят: не плюй в колодец, из которого пьешь. Все человечество, даже буддисты, хотя это менее известный факт, почерпнуло духовность от Авраама, праотца нашего и отца множества народов. Не хватит жизни, чтобы ознакомиться со всеми приключениями еврейских патриархов, перипетиями их отношений со Всевышним, интереснейшими событиями истории евреев, их становления, рабства, освобождения, завоевания, изгнания... Как устроен мир, на сколько лет он рассчитан? Это знают только евреи, каббалисты. Велико, неисчерпаемо духовное богатство евреев, учиться всему этому - заслуга и честь для каждого.

Конкретные предложения

Предположим, ВЫ - КАК РАЗ ТАКИЕ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТЬ всех вышеизложенных фактов и рады бы дать своим детям полноценное воспитание по-еврейски.

Но... у вас, что называется, не доходят руки, вы просто не можете уделить этому серьезное внимание и помещаете ребенка в еврейскую школу, чтобы он там получил всю сумму знаний и представлений, которая присуща ментальности хорошего верующего еврея.

Что ж! Неплохое решение. В каждом городе СНГ есть центр еврейской жизни и почти в каждом есть школа Хабад. Если же вдруг окажется, что нет, то почти наверняка там нет и кока-колы. Проверьте и убедитесь.

Шутки в сторону, еврейская школа в вашем городе имеется. Надо только ее найти и определить в нее свое чадо. Не бойтесь, из него не сделают бородатого раввина. Никогда еще не видела, чтобы борода начинала расти так рано.

Итак, откроем нашему ребенку окно в еврейство. Ну хотя бы форточку. Или щель, в конце концов. Только еврейство должно быть аутентичное, «без дураков». Ребенок четко различает, где правда и где фальшь. Он вообще схватывает и понимает гораздо больше, чем обычно думают родители.

Если заложить этот фундамент, то в будущем юноше или девушке как-то само собой будет понятно, что жениться или выходить замуж надо в своем еврейском кругу, а его или ее представления о мире будут соответствовать духу Торы. Только потрудиться для этого следует именно сейчас.

«Мозг ребенка чист, а они его загрязняют». Это сильное и в общем-то несвойственное Любавическому Ребе выражение мы услышали на беседе 50 лет назад, когда Ребе коснулся проблем воспитания. Он вел речь о том, что разум малышей необыкновенно чист, благороден и восприимчив ко всему хорошему. До трехлетнего возраста закладываются основы мировосприятия, и как было бы прекрасно, если бы наивные и славные малыши видели и слышали вокруг только доброе, только достойное.

Есть вещи, которые не следовало бы вводить в ближайшее окружение ребенка не только до 3-х лет, но и до 9, 12 или вообще обойтись без них.

Увы. Рекомендация Ребе еще пока известна не всем родителям. Дни рождения отмечают в стиле масскультуры, с громкой «взрослой» музыкой, не оберегают детей от страшного, разрушительного влияния коммерческого телевидения, вот и получается, что зачастую ребенка окружает атмосфера бесшабашности, грубости...

Отдать его в еврейские ясли или детсад?

- Нет! - говорят некоторые. - Мы же не можем за него решать, получать ему религиозное воспитание или нет. Вырастет - сам выберет.

Ответим таким родителям:

- А грубость и пошлость, которые вы ему демонстрируете, он соглашается получать? Вы спросили его? Нет, для этого вы слишком любите самих себя и не поступаетесь даже самым малым из своих «взрослых» удовольствий ради его чистоты.

Воспитание как специальная кампания по всему миру

В 1976 году Любавический Ребе ввел новое звено в цепи всемирных кампаний, развернутых организацией Хабад. Тот год прошел под знаком воспитания. Представители Движения Хабад стали открывать все новые и новые учебные заведения, проникнутые духом Торы. Получил широкое распространение обычай заучивать наизусть 12 фрагментов святых Писаний и декламировать их на улицах, обучая этому детей.

Финансовые трудности  не останавливали активистов Хабада. Например, открыв хедер /начальную школу/ в Бней-Браке, устроители поначалу не смогли набрать много детей, их было всего трое. Хедер приносил убытки организаторам, тем не менее Ребе распорядился не закрывать его, а продолжать работу, и лично выдал деньги для его дальнейшего функционирования. Сейчас эта школа процветает.

В  целом по странам СНГ можно с уверенностью говорить о блестящей реализации проекта «еврейское воспитание». Благодаря финансированию спонсора Леви Леваева не остается невозделанным российское «поле чудес», школы имеются повсюду, а в ряде городов есть и йешивы для юношей и махоны для девушек, включающие как духовно-гуманитарную, так и техническую подготовку, и профориентацию.

Многое в руках родителей

Представьте себе, что Минздрав издал бы постановление, гласящее, что употребление непрокипяченного молока ведет к различным заболеваниям у 10% детей. Какая началась бы паника и как все родители начали бы судорожно кипятить молоко!

    В вопросах воспитания тоже есть свои правила, и их несоблюдение ведет к печальным последствиям, причем вероятность их гораздо более высока, нежели 10%. Если не будешь активным участником формирования характера своего ребенка, не задумаешься вовремя о его судьбе, то результат будет плачевен, разве что случится какое-то чудо. Но ведь в вопросах здоровья мы не полагаемся на чудеса, почему же позволено рассчитывать на чудо в процессе воспитания? Разве это не безответственность?

А как насчет личного примера?

Много раз приходится слышать от родителей:

- Да, мы ничего не знаем о Торе и не соблюдаем ее законы, но зато у нас был дедушка, не просто дедушка, а раввин! А бабушка пекла мацу! А дядя со стороны папиного папы был моэлем! А  бабушкин отец был кантором, прославленным хазаном! А у родителей мужа в роду шойхет!

Все замечательно. Но откуда же возьмутся в следующих поколениях раввины, моэли, хазаны и шойхеты? Ведь сейчас модно учить детей на адвоката или врача...

Итак, нам свойственно гордиться предками и скромно умалчивать о себе. Нам, мол, не до того, мы живем в другое время,  с нас и взятки гладки, с нас и спроса нет.

Эта тенденция прослеживается во всех странах рассеяния и в Израиле. Благоговейно указывая на портрет деда-раввина, евреи разводят руками, когда дело доходит до практического вопроса: даешь ли ты своему сыну полноценное еврейское воспитание?

То есть, образно говоря, если на долю предыдущих поколений приходился роскошный торт, то нам достаются крошки. А детям? А внукам? Тем и крошек не достанется!

Чтобы противопоставить этой закономерности другую, мы должны пойти вспять и начать вкладывать! Силы, время, деньги, сердце и душу! Вкладывать все в еврейское воспитание своих и чужих детей! Надо думать на три поколения вперед. Надо поставить дело воспитания на такую высоту, чтобы набранного уровня хватило надолго вперед.

Но как же будешь говорить ребенку «учись!», если сам не учишься? Как скажешь ему «молись!», если сам начинаешь утро с другого? Представьте себе, есть героические родители, которые начинают ходить в синагогу, начинают приобщаться к традициям, интересоваться кашрутом, соблюдать субботу, посещать уроки - все ради детей.

И ЭТО ПРАВИЛЬНО.

И такими самоотверженными усилиями достигается успех. Нелегко людям советской формации переломить себя. Но это стоит сделать. Ребенок будет воспитываться в еврейской школе и получать поддержку дома, будет встречать понимание, ему будет с кем поделиться изученным, он найдет отклик у своих родителей и увлечет их за собой в путешествие к ценностям Торы.

Тогда скажут родители с гордостью, что у их сына выработалось уважение к старшим, знания его прочны, мышление последовательно и по-еврейски основательно. Такое воспитание принесет всем только «нахэс».

Чего и вам желаем, дорогие читательницы.

Авторское право

Данная статья является собственностью www.jewishwoman.ru . Все права сохраняются за автором, издателем или интернет сайтом.   подробнее...

 
рабанит Менуха Раскин
Меня зовут Менуха Раскин, но мне нравится, когда меня называют симпатичным именем - Менухи. Я родилась 9 Ияра 1976 года. Мой муж – раввин Йеошуа Раскин. В нашей семье  2 детей: Шнеур-Залм...
 
 
 
 
ГАЛЕРЕЯ
 
 
Женщина месяца Наши подруги Под хупой Семейный альбом
Моран Даян
Москва
Комарницкие
Семья Бухиник
© 2008-2014 www.jewishwoman.ru

Создание сайта